Нашей школе присвоен статус региональной инновационной площадки
по направлению «Разработка и внедрение моделей ранней профориентации
обучающихся на основе сетевых форм реализации образовательных
программ (образовательной коллаборации) с участием организаций
дополнительного, среднего профессионального образования и работодателей,
в том числе с использованием цифровых технологий»

МБОУ СОШ № 38 находится на 3 месте в перечне муниципальных
общеобразовательных организаций, вошедших в ТОП-50 по итогам рейтингования муниципальных общеобразовательных организаций Воронежской области в 2019 году
previous arrow
next arrow
Slider

Инновационные проекты

Направленность Вашего инновационного проекта

Разработка и внедрение моделей ранней профориентации обучающихся, на основе сетевых форм реализации образовательных программ с участием учреждений дополнительного образования, СПО и работодателей, в том числе с использованием цифровых технологий

Краткое описание Вашего инновационного проекта (суть запланированных изменений в организации) 

Цель проекта: апробация модели раннего профориентационного пространства школы РППШ «ТраеКТОриЯ», которая бы способствовала формированию у обучающихся возможности выбирать сферу деятельности, оптимально соответствующую своим способностям, интересам и психологическим особенностям личности с учетом конъюнктуры рынка труда в городе и регионе.   

Задачи, планируемые изменения в течение периода реализации:  

– Создать систему ранней профориентации обучающихся через урочную и внеурочную деятельность.

– Познакомить обучающихся на практике со спецификой различных видов деятельности, соответствующих наиболее востребованным в регионе профессиям. 

– Выработать навыки самопрезентации как залога начала успешной трудовой деятельности;

– Развить у обучающихся отношение к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда, осознанию нравственного значения будущего профессионального выбора в соответствии с интересами и способностями каждого и с учетом потребности региона.

– Создать дополнительные условия психолого-педагогической поддержки при обучении, сформировать у школьников устойчивые учебно-профессиональные мотивы, способность соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.

– Сформировать единое информационное пространство по профориентации. 

Лидер проектной команды

Директор МБОУ СОШ №38 Юлия Александровна Бугакова

Приказ о создании проектной команды

 

Дорожная  карта реализации проекта 

Механизм и результат фиксации запроса участников образовательных отношений – опрос и анализ результатов опроса (ссылка на гугл-форму)

Образовательные продукты, сформированные в соответствии с зафиксированным запросом участников образовательных отношений

Элективный курс «Перспектива» для обучающихся 9-х классов

Летний профориентационный лагерь

Участие в РКТТ совместно с КБХ

Участие в программе по дуальному обучению совместно с педагогическим колледжем (ссылка на договор с педколледжем)

Онлайн-марафон «Кем быть или профессия для меня»

Образовательные продукты, сформированные в соответствии с зафиксированным запросом участников образовательных отношений с использованием ресурсов организаций-партнеров

Студия «Уроки настоящего» Сириус

Осенняя проектная сессия на базе МБОУЛ «ВУВК им А.П.Киселева»

Заочная физико-математическая школа при МФТИ

Малый ФИЗТЕХ 

Взаимодействие с «Кванториумом»

Взаимодействие с ВУЗами

Механизм моделирования индивидуального образовательного маршрута

Этапы проекта по индивидуализации маршрутов обучающихся

1-й этап – Организационно-подготовительный

Цель: сбор, анализ, структурирование информации в соответствии с разработанной школой моделью ранней профориентационного пространства РППШ «ТраеКТОриЯ»

Прогнозируемые результаты:

-создание комфортной обстановки для реализации инновационной программы;

-создание сети социальных партнеров школы (подписаны договора);

-приказ о создании рабочей группы, распределение ответственности, периодичности отчетов о результатах деятельности;

– создание «Профориентационной службы»;

– сбор данных первичной диагностики;

-система оценки результативности инновационно-проектных разработок;

– разработка планов деятельности.

Содержание и методы деятельности этапа

Модель предполагает создание «Профориентационной службы» по работе с обучающимися, педагогами, родителями, включающей следующие направления работы:

  1. Профдиагностика ( в том числе компьютерная).
  2. Профконсультирование (в том числе интерактивное).
  3. Профпросвещение ( профессиональные стажировки, тьюторское сопровождение, проведение тренингов, деловых игр, Родительских «Университетов», Родительских конференций, Детско-родительских собраний).

Тьютор в системе профориентационной работы в школе является центральной фигурой, он ближе всех педагогов стоит к школьникам, доверительнее всех общается с ними, кроме того, является координатором всех воспитательных воздействий в классе.

Осуществляет планирование профориентационной работы в классе; координирует деятельность учителей, работающих в одном классе; осуществляет систематическое изучение профессиональных намерений и личных профессиональных планов учащихся, ведение соответствующей документации; выявляет отношение школьников к физическому и умственному труду, другим видам деятельности; обеспечивает участие школьников в массовых и общешкольных профориентационных мероприятиях; формирует у учащихся представления об их возможностях и способностях; совместно со школьным психологом и профконсультантом центра профориентации изучает профессиональные интересы и склонности учащихся; формирует у школьников представления о рынке труда и профессий региона, анализирует информацию о реализации выпускниками профориентационных намерений; знакомит родителей с индивидуальными возможностями выбора профессии их детьми; распространяет передовой опыт подготовки детей к выбору профессии.

Тьюторы осуществляют профессиональную направленность преподаваемых дисциплин, выявляют интересы, склонности и способности школьников, в том числе и к профессиям, изучаемым в учебном процессе; развивают любознательность, формируют познавательные способности, ценностные ориентации, профессионально важные качества, позитивное отношение к учебному и профессиональной деятельности.

 Педагог- психолог выявляет условия, затрудняющие становление личности школьника, и посредством психопрофилактики, психокоррекции, консультирования и реабилитации оказывает психологическую поддержку учащимся, учителям, родителям (лицам, их заменяющим) в решении личностных профессиональных и других проблем; проводит психолого-педагогическую диагностику готовности детей к обучению при переходе из одной возрастной категории в другую и выборе соответствующего уровню психического развития личности типа образовательной программы; совместно с учителем разрабатывает развивающие психокоррекционные программы учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей школьника; совместно с учителями и профконсультантами центра профориентации проводит профориентационную работу.

 Информационный тьютор осуществляет связь школьной библиотеки с детскими и массовыми библиотеками; ознакомление школьников с профессиями на материалах художественной и научно-популярной литературы; оформляет тематические выставки научно-популярной литературы по вопросам самопознания, самовоспитания, информационных уголков профориентационной направленности.

 Медицинский работник обеспечивает ознакомление учащихся и их родителей с медицинскими аспектами выбора профессии; его рекомендации основываются на данных профилактических медицинских осмотров.

Профессиональная ориентация в общеобразовательных учреждениях осуществляется в процессе обучения, внеклассной, внешкольной деятельности, в условиях взаимодействия школы с другими социальными структурами: семьей, межшкольным учебно-производственным комбинатом, профессиональными учебными заведениями, службой занятости, предприятиями, организациямии др. и проводится поэтапно, с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной и средней  школе.

 Внешняя «Профориентационная  служба»:

  1. Служба центра занятости населения.
  2. Центр психолого-педагогической поддержки.
  3. Сетевые социальные партнеры (учреждения дополнительного, среднепрофессионального, высшего образования,  предприятия и организации)

 2-й этап – Основной исследовательский

Цель: организация опытно – экспериментальной работы

Прогнозируемые  результаты:

Формирование когнитивной, мотивационно-ценностной, деятельностно-практической категорий профориентационной направленности.

Обучающиеся получат теоретические и практические знания азов разных профессий. Узнают о прикладных областях профессий, получат информационную справку о способах получения профессии, условиях труда, противопоказаниях и т.д., т.е. изучат профессиограммы. Овладеют   навыками:

  • предварительного   профессионального   самоопределения   (выбор или не выбор определенной профессии);
  • самостоятельного, активного, инициативного поведения в выборе
  • профессии; обучаться эффективным  формам установления межличностного контакта;
  • расширят кругозор; обучаться навыкам рефлексии;
  • воспитают в     себе такие качества, как     настойчивость, целеустремлённость, что позволяет заложить фундамент творческой личности.
  • разовьют  способность  анализировать,  сравнивать,  сопоставлять информацию;
  • реализуют навыки успешной социализации.

Содержание и методы деятельности этапа

Модель по разработке системы профориентационной работы, предпрофильной подготовки, профильного обучения учащихся включает следующие направления деятельности:

  1. Профориентационная работа.
  2. Предпрофильная подготовка.
  3. Профильное обучение.

Программа реализуется в процессе обучения, внеклассной, внешкольной деятельности в условиях взаимодействия школы с другими социальными структурами: семьей, профессиональными учебными заведениями, центрами профессиональной ориентации, службой занятости, предприятиями, учреждениями, организациями.

С учетом особенностей профессиональных ожиданий учащихся различных образовательно-возрастных групп система профориентационной работы в школе заключается в формировании следующих «поточных» пространств  профессионального самоопределения обучающихся: 

  1. Социальная адаптация (4 классы) – Little- ПРОФИ.

 В этот период происходит интенсивное психологическое раз­витие ребенка, повышается чувствительность к внешним воздей­ствиям, эмоциональность переживания своих успехов и неудач. У младших школьников появляется новая социальная роль — пози­ция ученика. Они проявляют интерес к новым знаниям и умениям, стремятся получить одобрение учителя, одноклассников, родите­лей.

Психофизиологические особенности и возможности детей оп­ределяют целевые установки педагогического сопровождения их к самоопределению в мире труда, что является основанием для дальнейшего социального становления, нахождения своего места в жизни, в профессиональной деятельности. Этот этап очень ва­жен для самоопределения личности и требует специальной педа­гогической деятельности, учитывающей возрастные особенности младших школьников.

В соответствии с требованиями ФГОС данный этап направлен на раз­витие интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, формирование у детей осознанных представлений о мире труда и профессий; обуче­ние способам самопознания и реалистической самооценки, спо­собности к общению.

Задачами профориентационной работы на этом этапе является развитие у младших школьников положи­тельного отношения, интереса к профессиональному труду на основе практического включения в различные виды познаватель­ной, игровой, общественно полезной, досуговой деятельности; побуждение школьников к выработке индивидуальных способов деятельности, формированию адекватной самооценки, приобре­тению опыта общения.

Важным условием подготовки к самоопределению на следую­щих ступенях обучения является диагностика интересов, ценно­стей, потребностей младших школьников. Бесспорно, в этом воз­расте они неустойчивы. Однако их нужно не только выявлять, но и развивать.

  1. Предпрофильное  пространство (5-7 классы)- Young-ПРОФИ.

Данный этап осуществляется в тесной взаимосвязи с предыдущим, тем самым сохраняется преемствен­ность психолого-педагогического сопровождения профориента­ции. Важно, что в 5—7 классах общеобразовательной школы дети уже имеют первоначальные знания, общеучебные навыки и гото­вы перейти к следующему, более сложному этапу самоопределе­ния.

Учитывая возрастные и психологические особенности лично­сти подростка в педагогическом сопровождении самоопределе­ния, важно особое внимание уделять дальнейшему формирова­нию и осознанию интересов, способностей, ценностей, связан­ных с продолжением обучения, определением своего места в жизни, обществе. При этом жизненные и профессиональные пла­ны подростка должны служить основой создания определенного образа жизни, путей реализации своих возможностей.

В соответствии с требованиями ФГОС данный этап направлен на раз­витие личностной  сферы, формирование у младших подростков осознания своих интересов способностей, общественных ценностей.

Задачами профориентации на пропедевтическом этапе явля­ются: актуализация у младших подростков значимости профес­сиональной деятельности, оказание помощи в осознании ими своих интересов, способностей, социальных ценностей с ориен­тацией на будущую профессиональную деятельность; развитие у школьников личностного смысла выбора профессии, умения со­относить собственные приоритеты с общественными 

  1. Препрофильное профориентационное пространство (8—9 классы) — Junior-ПРОФИ

На основе предшествующих этапов и результатов педа­гогического сопровождения необходимо сосредоточить внимание учащихся 8—9 классов на формировании и развитии качеств, связанных с выбором направления дальнейшего образования; на определении соответствия избранного профиля обучения даль­нейшим профессиональным намерениям, а также возможностям трудоустройства, рынка труда.

В соответствии с требованиями ФГОС данный этап является ориентационно-производительным, направленным на формирование представлений о правилах выбора профессии, умения адекватной оценки личностных возможностей в соответствии с требованиям профессии.

Задачами профориентации на данном этапе является продолжение формирования спо­собности учащихся к осознанному выбору профессии; подтвер­ждение, формирование или коррекция профессиональных планов, развитие профессионально важных качеств.

В контексте профильного образования обучение в 8-9 классах соответствует основному этапу профориентирования — организации предпрофильного обучения, в про­цессе которого происходит моделирование видов образователь­ной деятельности, востребованных в профильной школе, и при­нятие решения в различных образовательных ситуациях.

Школьники изучают возможности и пути предпрофильной подготовки и профильного обучения в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования. Предварительная диагностика интересов, склонностей, спо­собностей, образовательного запроса школьников осуществляется на основе анкетирования, тестирования, собеседований, проведе­ния фокус-групп, других методов, а также с учетом мнения роди­телей и педагогов.

  1. Профильное пространство (10-11 класс)- Master-ПРОФИ. 

Основным личностным новообразованием старшеклассников является ответственное отношение к будущему самоопределе­нию. У них складываются довольно устойчивые мотивы, связан­ные с представлениями о своей будущей жизни и профессио­нальной деятельности. Развитие старшеклассников определяет учебно-трудовая деятельность, направленная на выработку жиз­ненных, профессиональных планов, поиск средств их реализации.

В соответствии с требованиями ФГОС данный этап является ориентационно-уточняющими, направленным на формирование профважных качеств, оценку и коррекцию профпланов, самоподготовку к профессии.

Задачами профориентации на данном этапе является самоопределение старших посредством профильной ориентации, призванной активизировать выбор учащихся. Профильная ориентация помогает им определиться с продолжением образования и создает условия для повышения готовности к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

ПРОФИ-ФОРМЫ:

  1. Организация профориентационных смен: 

Little- ПРОФИ: игровые смены «Мы строим наш дом», «Оберегаем природу», «Путешествуем по океану незнакомых профессий». Чем раньше ребенок приобщается к трудовой профессиональной деятельности взрослых, включается в посиль­ный для него труд и стремится познать жизненные ценности, тем успешнее осуществляется процесс его осознанного самоопреде­ления, формируются мотивы, потребность быть полезным обще­ству и самому себе.

Young-ПРОФИ: научные смены «Школа юного исследователя», «Сибур», «Проектная школа». Достижению целей способствует вовлечение учащихся в спе­циально организованную деятельность, ориентированную на ак­туализацию самоопределения подростков в своем будущем: практикумы, тренинги, клубы само­определения в системе дополнительного образования, профес­сиональные пробы, самопрезентация.

 Junior-ПРОФИ: межпредметные смены Волонтерский проект ОЦ «Сириус» «Уроки настоящего», «Школа юного физика и химика на базе ВГУИТ», «Проектная школа», «Профессиональные пробы». Эвристическая ориентация проб помо­гает конкретизировать запрос учащегося о связи содержания из­бираемого профиля обучения с содержанием послешкольного об­разования и будущей профессиональной деятельностью. Напри­мер, если проба соответствует гуманитарному направлению, то она может предполагать выполнение серии заданий, в которых учащийся выступает в роли эксперта книжной, журнальной про­дукции, видеофильма по предложенному алгоритму. Если проба соответствует естественнонаучному направлению, то ее эвристи­ческие задания направлены на изучение особенностей субкульту­ры и профессиональной компетентности, например, медицинских работников.

Master-ПРОФИ: смена индивидуальных мастерских «Учебная практика», «Погружение в мир профессии»

На этом этапе профильной ориентации учащиеся знакомятся с типами учреждений профессионального образования. Эта работа может включать следующие информационные блоки:

  • характеристику уровней и перспектив профессионального образования;
  • ограничения и риски, связанные с приобретением профес­сионального образования в учреждениях профессионального об­разования различного типа и уровня;
  • демонстрацию примеров конкретных учебных заведений различных типов и уровней, выпускники которых востребованы на рынке труда данного региона;
  • знакомство с наиболее яркими или типичными примера­ми, свидетельствующими о путях достижения профессионально­го успеха бывшими выпускниками школ данного региона.
  1. Проектная и исследовательская деятельность:

Little- ПРОФИ: групповые проекты « Семья-древо профессий», «Мой ориентир», «Роботы в профессиях» и др.

Young-ПРОФИ: мелкогрупповые проекты «Мир профессий», «Профессии моего региона», «Профессии будущего» и др.

Junior-ПРОФИ: индивидуальные проекты «Анализ рынка профессий», «Атлас рабочих профессий» и др.

Master-ПРОФИ: индивидуальные проекты «Карьерный  навигатор», «Цифровой компас абитуриента», «От автобиографии к резюме» и др.

  1. Особенности организации учебного процесса (интеграция основного, дополнительного образования, ресурсов социальных партнеров):

Little- ПРОФИ: организация встреч с мастерами своего дела, демонстрация образцов труда, посильное участие в трудовых делах; экскурсии на предприятия; праздники труда; выставки детских работ, конкурсы рисунков, костюмиро­ванные карнавалы профессий; мини-конференции: «Люди каких профессий живут в нашем доме, районе?», «Мои любимые герои книг и кинофильмов», «Трудовые десанты».

Трудовое обучение в начальной школе также способствует подготовке к самоопределению. На уроках труда развиваются мышление, память, внимание, пространственное воображение, творческие способности, формируются трудовые навыки, эстети­ческий вкус.

Young-ПРОФИ, Junior-ПРОФИ: вовлечение учащихся в спе­циально организованную деятельность, ориентированную на ак­туализацию самоопределения подростков в своем будущем: это краткосрочные учебные курсы по выбору, в том числе пропедевтические по изучению различных предметов,  организация профориентационного курса «Сибур»,  практикумы, тренинги, клубы само­определения. Продолжается профориентация и в системе учебного процес­са на уроках: дея­тельность, нацеленная на оказание помощи подросткам в самооп­ределении, расширяет границы урока, обогащает его, обеспечивая связь с реальной жизнью, социальной практикой. Для учащихся 8-9 класс организуется углубленное изучение отдельных предметов в соответствии с профилем обучения.

Master-ПРОФИ: изучение профильных дисциплин в группах переменного состава, спецкурсы по выбору с привлечением преподавателей Вузов, в том числе с использованием дистанционных технологий, обучение в заочной физико-технической школе МФТИ, проведение «Университетских суббот», «Ярмарки вакансий».

3-й этап – Завершающий

Цель: анализ эффективности проведенной работы по формированию у учащихся способности выбрать сферу профессиональной деятельности

Прогнозируемые результаты:

  • обеспечение координации деятельности классных руководителей, учителей предметников, педагога-психолога, тьюторов, педагогов дополнительного образования в организации единого подхода к профессиональному выбору школьников;
  • создание системы профессиональных проб школьников;
  • разработка карты готовности к профессиональному самоопределению; – сравнительный анализ профессиональных намерений выпускников с их профессиональным выбором;
  • проявление трудовых ориентаций личности в нравственном воспитании школьников;
  • разработка механизма  оценки достигнутых результатов.
  • корректировка механизма реализации проекта с учётом возникших трудностей.
  • обобщение опыта.
  • разработка перспективного плана работы на следующий период. 

Анализ эффективности инновационной деятельности

Диагностический инструментарий

 
1   Электронная версия мониторинга профессионального самоопределения обучающихся
2.       Ресурсы методической платформы и инструментов профориентации «Навигатум. комплексное и системное решение профориентационных задач»..https://navigatum.ru/
3.       Профориентационнное тестирование на определение склонности к определенным типам профессий
4.   Игровые инструменты профессионального и личностного самоопределения

 

Оценка эффективности инновационного проекта обеспечивается:

  1. средствами общественного контроля через конференции, семинары, тренинги, мастер-классы проводимые администрацией школы;
  2. регулярным обсуждением эффективности реализации инновационного проекта в рабочих группах, методических объединениях, на совещаниях, педагогических советах, как внутри образовательной организации, так и за ее пределами;
  3. проведением мониторинга результатов реализации мероприятий / этапов  проекта по следующим направлениям: повышение профессиональной компетентности отдельных педагогов и педагогического коллектива в целом в решении профориентационных задач; увеличение степени удовлетворённости родительской общественности качеством оказываемых услуг в рамках реализации инновационного проекта; реализация индивидуальных образовательных траекторий в профильном \ предпрофильном обучении, в проектно-исследовательской деятельности;
  4. реализацией договорных обязательств по договорам о сотрудничестве с ВУЗами, СУЗами, учреждениями дополнительного образования, предприятиями города;
  5. увеличением доли обучающихся, заинтересованных в максимально эффективном профессиональном самоопределении;
  6. разработкой локальных актов, отражающих совершенствование кадрового потенциала, изменения в системе оценивания, внедрение современных организационно-управленческих моделей, обновление содержания и технологий образования
  7. повышением квалификации педагогических и руководящих работников по заявленному инновационному направлению, в т.ч. с использованием стажировочных форм;
  8. наличием информации о ходе реализации проекта на сайте образовательного учреждения, и др. информационных образовательных ресурсах.

События для профессионального сообщества, организованные в рамках инновационной деятельности в период с января по май 2020 года

  1. Педагогические чтения МБОУ СОШ №38 ” Ранняя профориентация обучающихся МБОУ СОШ №38: векторы развития”
  2. Мастер-класс в рамках пленарного заседания Всероссийской научно-методической конференции ВГУИТ  “Организация ранней профориентационной работы посредством курса внеурочной деятельности “Я-исследователь” – учитель физики Сафонова В.А.
  3. Мастер-класс в рамках пленарного заседания Всероссийской научно-методической конференции ВГУИТ  “Модель РППШ “ТраеКТОриЯ?” – заместитель директора по УВР Барсукова А.И.
  4. Использование сервиса Powtoon для создания образовательных ресурсов

в формате скрайбинг-презентации – заместитель директора по УВР Боева Л.А.

  1. Zoom и Classtime как платформа для тестирования  – заместитель директора по УВР Боева Л.А.

События для участников образовательных отношений, организованные в рамках инновационной деятельности в период с января по май 2020 года

  1. Профориентационное родительское собрание
  2. Профориентационное анкетирование, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся
  3. Родительские Универсумы
  4. Участие в профильных проектных сменах, конкурсах, олимпиадах
  5. Проведение цикла встреч с представителями различных профессий
  6. Проведение “зачетных” недель МБОУ СОШ №38
  7. Сетевое открытое региональное мероприятие “Космическая обсерватория”

Соглашения о сетевом взаимодействии, заключенные в рамках инновационной деятельности

МФТИ, Кванториум, Техноград (ссылка)

Курсы повышения квалификации, семинары, тренинги и другие образовательные мероприятия, в которых участвовала проектная команда с целью повышения квалификации в период с января по май 2020 года

КПК Барсукова, Боева

КПК тьюторы

Изменения в образовательной организации, которые уже произошли в связи с реализацией инновационного проекта: (ненужное убрать)

  • изменение в нормативном регулировании
  • изменение управленческой модели

Нормативные документы, фиксирующие обозначенные изменения

Приказ об утверждении программы

Приказ об утверждении Положения о виртуальном кабинете…

Приказ об утверждении состава команды…

Приказ о создании социально-психологической службы сопровождения проекта

Согласие образовательной организации участвовать в апробации модели сетевого взаимодействия Высшей школы экономики 

да